Посещаемые святыни

Благовещенский храм монастыря "Всецарица"

Благовещенский храм монастыря "Всецарица"

РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Квалификация: Специалист в области катехизической деятельности

Выпускная квалификационная работа на тему: «Использование традиций византийского зодчества в современном храмовом строительстве 

(на примере храма Благовещения Пресвятой Богородицы в женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара)»

Выполнена слушателем заочной формы обучения 4-го курса гр. 1/16-КД
Немцовой Ириной Юрьевной

Научный руководитель:
иерей Валерий Николаевич Духанин, кандидат богословия


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране с любовью и усердием приступили к строительству и уже построили большое количество новых храмов, а также храмовых и монастырских комплексов. При этом архитекторы используют в современной проектно-строительной практике наследие мирового зодчества, относящегося к различным хронологическим периодам развития и разным географическим регионам. В данный период времени новые храмы редко проектируются в каком-либо одном стиле, то есть прослеживается различная степень соотношения традиционной и новаторской составляющей.
При преобладании традиционной составляющей, во внешнем облике возводимых церквей с наибольшей точностью воспроизводятся архитектурные формы, интерьеры и декоративное убранство, характерные для того или иного определённого периода развития зодчества.
Одним из важнейших и востребованных в православной церковной архитектуре стилей стал «византийский стиль», а предпосылки для следования византийским традициям в церковном зодчестве создало появление системы представлений о Руси как наследнице средневековой Византийской империи. «С самого покорения Константинополя, - говорит великий русский писатель Ф.М. Достоевский, - весь огромный христианский Восток, невольно и вдруг обратил свой молящий взор на далекую Россию, только что вышедшую тогда из своего татарского рабства, и как бы предугадал в ней будущее ее могущество… Россия же, немедленно и не колеблясь, приняла знамя Востока и поставила Цареградского орла выше своего древнего герба и тем как бы приняла обязательство перед всем Православием: хранить его и все народы, его исповедующие, от конечной гибели» [3, с. 72].
Каждый православный человек что-либо знает или слышал о существовании в столице Византийской империи Константинополе феноменального сооружения - храма Святой Софии. Это величайшее сооружение, которое стало символом торжества Христианства, явилось зримой проповедью Христианской веры. Этот храм повлиял на множество людей, сформировал мировоззрение не только отдельных поколений, но даже народов и цивилизаций.
Христианство пришло на Русь под знаком Святой Софии и этот храм стал архитектурной иконой Святой Руси. Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» описывает Крещение Руси «…как приход «Премудрости Божией», то есть Софии; Софии были посвящены построенные в ХI веке три главные церкви – в Киеве, Новгороде и Полоцке» [1, с. 159]. В Софийском храме Херсонеса «во церкви Святей Софии, посреде града» [8, Т.II. c. 256; Т.I. c. 46] крестился равноапостольный князь Владимир.
На кубанской земле в Динском районе Краснодарского края на территории подворья женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в июле 2017 г. был освящен Благовещенский храм. При сооружении этого храма Заслуженный архитектор России Вячеслав Ижиков также взял образцом Софийский собор в Константинополе, уменьшив его в четыре раза и несколько упростив.
Храм одноглавый, одноапсидный, в плане представляет собой равноконечный (греческий) крест. У него широкий синий купол, на куполе – восьмиконечные вифлеемские звезды и позолоченный четырехконечный греческий крест с цатой. В храме стены метровой толщины, узкие арочные окна, массивные металлические двери с крестами, цоколь храма и лестницы западного и южного порталов отделаны светлым природным камнем. Свет проникает через двенадцать окон в световом барабане.
Внутри храм Благовещения также обустроен в византийском стиле – мраморные престол и иконостас, гранитные панели-полотенца и подоконники, мозаики на полу из гранита, каменный иконостас, иконы для которого написаны на золотом фоне членом Московского союза художников иконописцем Валерием Поляковым в византийском стиле. В храме множество золоченых подвесных лампад с эмалевыми разноцветными вставками.
Таким образом, в этом новом Благовещенском храме прихожане и многочисленные паломники могут принять участие в богатых разнообразными символическими действиями богослужениях Русской Православной Церкви, под покровом которых таится глубокий духовный смысл, а также ознакомиться с особенностями византийской храмовой архитектуры.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ И ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА ХРАМА БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕЦАРИЦА» Г. КРАСНОДАРА

2.1. Византийский крестово-купольный храм как исходный «образец» при строительстве Благовещенского храма

Кубанская земля не богата монастырями, а в г. Краснодаре, основанном в 1793 г. и насчитывающим в настоящее время более миллиона жителей, первый и до настоящего времени единственный монастырь был утвержден решением Священного Синода 16 июля 2005 г. Кроме того, это единственный в мире монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Монастырь является епархиальным (Кубанская митрополия, Екатеринодарская епархия) женским. В том же 2005 г. игумения Неонилла (Кузьмина) ходатайствовала о выделении земли для устройства монастырского подворья за пределами города, т.к. территория Центральной усадьбы в г. Краснодаре маленькая и негде было построить помещения для приема паломников, а также необходимо было развивать монастырь, выращивать фрукты, ягоды, овощи, рыбу, устраивать свою пасеку.
В итоге было выделено 7 гектар земли в 35 км от г. Краснодара в Динском районе на берегу реки Ставок. К настоящему времени на этой территории находится храмовый архитектурный комплекс внутри монастырской стены с четырьмя угловыми башнями.
Все храмовые сооружения монастыря построены в древнем стиле - древнерусском и византийском - по проектам Заслуженного архитектора России Ижикова Вячеслава Николаевича. Одной из задач, поставленных и решаемых при строительстве церковных сооружений на подворье, стало создание подобий нескольких мировых православных святынь, которые помогают людям представить, какими были архитектурные храмовые сооружения и молитвенный дух в разные эпохи и в разных православных государствах.
Так, в восточной части монастырского двора в 2009 г. был заложен первый камень в строительство крестово-купольного храма. В июле 2017 г. храм был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко) и с этого момента он становится особым местом присутствия Бога. Все в храме имеет свой глубокий смысл и литургическое значение. Высокое значение православного храма заключено в выражении в архитектурных формах сущности Церкви: быть местом, достойным для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств.
При построении архитектурной композиции храма были соблюдены следующие основные принципы:
- главенство внутреннего пространства храма, его интерьера над внешним обликом;
- построение внутреннего пространства на гармоничном равновесии двух осей: горизонтальной (запад – восток) и вертикальной (земля – небо);
- иерархичность построения интерьера с главенством подкупольного пространства.
Ориентация храма алтарем на восток обязательна для всех современных православных храмов. Преподобный Иоанн Дамаскин в своем труде «Точное изложение православной веры» пишет, что «мы поклоняемся на восток не просто и не случайно… Потому что Бог есть духовный Свет, и Христос в Писаниях назван Солнцем правды и Востоком, для поклонения Ему должно посвятить восток. Ибо все прекрасное должно быть посвящено Богу, Которым всякое благо делается хорошим. Говорит же и божественный Давид: Царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, восшедшему на небо небесе на востоки. А также Писание еще говорит: Насади Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, его же созда; его согрешившего, Он изгнал, и всели прямо рая сладости, без сомнения, на западе. Итак, мы, отыскивая древнее отечество и пристально смотря по направлению к нему, покланяемся Богу. А также и скиния Моисеева на востоке имела завесу и очистилище. И колено Иудово, как более уважаемое, располагалось станом с востока. А также и в славном храме Соломоновом врата Господни находились к востоку. Но, конечно, и Господь, распинаемый, смотрел на запад, и таким образом мы поклоняемся, пристально смотря на Него. И возносясь, Он поднимался по направлению к востоку, и таким образом Ему поклонились апостолы, и Он такожде приидет, имже образом увидели Его идуща на небо; подобно тому, как Сам Господь сказал: Якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына человеческого. Итак, ожидая Его, поклоняемся на восток.» [10].
Приложение 2.jpgПри проектировании и строительстве Благовещенского храма были применены и доминируют архитектурные особенности, присущие храму Святой Софии в Константинополе. Благовещенский храм в 4 раза меньше и менее витиеватый по форме.
Безусловным центром всей композиции рассматриваемого монастырского храма является широкий сферический купол с безупречно длящимся круговым очертанием, который становится куполом небес, простертым над всем окружающим миром и обнимающим его. Символизируя небо и напоминая о событиях, связанных с праздником, в честь которого освящен храм, на куполе синего цвета расположены восьмиконечные вифлеемские звезды .
Диаметр купола Софийского собора равен 32 м., а диаметр купола Благовещенского храма – 8,5 м. Данный купол напоминает нам о том, что именно византийские мастера завершили искания зодчих Рима и Востока. Они разработали и довели до предельной ясности пространственную композицию с взаимосвязанными и соподчиненными друг другу элементами. Они широко использовали купол, который ставили на отдельные опоры над центром здания, продолжая тем самым внутреннее пространство помещений вверх.
Купол храма увенчан византийским четырехконечным крестом с цатой (полумесяцем) высотою 2,3 метра и издали наглядно напоминает, что храм предназначен для прославления распятого Иисуса Христа.
Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имели и имеют именно такую форму – в частности, собор Святой Софии в Константинополе. Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 г., когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19).
Высота Благовещенского храма вместе с венчающим его купол крестом составляет 23 метра.
Купол Благовещенского храма лежит на массивном круглом световом барабане, который имеет двенадцать окон. В Софийском соборе сорок окон прорезают основание купола, и на большой высоте свет, падающий из окон, сливается в единый световой круг, создавая впечатление оторванности купола от стен храма.
Приложение 3.jpgФорма Благовещенского храма, в отличие от Софийского собора, олицетворяет собой идею равностороннего креста, выраженную объемно. При этом, основной объем – четверик, с северной, западной и южной сторон к которому пристроены притворы с арочными сводами, а с восточной – полукруглая апсида, перекрытая конхой. Крестообразный вид храма указывает на то, что в основание общества христиан положен крест Христов.
Световая организация храма, отличающаяся обилием окон, занимает особое место. В притворах с северной, западной и южной сторон размещаются суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом. Это является важной приметой византийских построек. Приложение 4.JPGПолукруглая апсида с восточной стороны имеет два симметричных ряда по пять окон.
Цоколь Благовещенского храма и лестницы западного и южного порталов облицованы светлым природным камнем (китайским песчаником), что также является отличительной чертой византийских построек. Китайский песчаник долговечен и износоустойчив. Он способен выдерживать около 50 циклов мороза и, соответственно, может применяться в кубанских климатических условиях. Следует отметить, что при строительстве и внутренней отделке храма использовалось большое количество натурального природного камня - глянцевый гранит из восьми стран мира, бархатистый песчаник, молочный мрамор и многие другие, всего до 15 наименований камня.
Данный факт имеет и символическое значение. Камень, прежде всего, означает самого Христа. Об этом сказано еще у пророков. Великий Исаия называет Христа камнем преткновения – «камнем преткновения и скалою соблазна…», о который споткнутся многие – «и упадут и разобьются… камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный; верующий в него не постыдится» (Ис. 8,14; 28,16; Рим. 9,33). Таков камень, поставленный Богом на Сионе, святой горе Своей, в основание нового царства, нерушимого – царства христианского.
Внешняя кирпичная поверхность стен Благовещенского храма покрыта побелкой, чтобы кристальной чистотой и белизной уподобиться самому Богу и блеску Его славы.
Благовещенский храм удивляет контрастом между богатым внутренним убранством и аскетичным до бедности внешним. Это типичный пример внутренней архитектуры, как бы подчеркивающий, что важна не внешняя оболочка, но только внутренняя сущность, что это место для сбора верующих, молитв и церковных служб. Не стой на пороге, зайди и помолись. Интерьер церкви великолепен и его мы рассмотрим в следующем разделе.
В итоге хотелось бы отметить, что крестовокупольная архитектурная система зародилась в ранневизантийский период, а своего развития и зрелости она достигла лишь в средневековой архитектуре. При строительстве современного православного Благовещенского храма в качестве исходного «образца» был использован ранневизантийский крестово-купольный храм, который берет свое начало в то время, когда задачи, связанные с возведением Святой Софии, заставили мастеров совершенно по-новому организовать архитектурный тип базилики.

2.2. Особенности организации внутреннего пространства и убранства храма

Приложение 5 .JPGРассмотрим внутренний интерьер и убранство храма Благовещения Пресвятой Богородицы в женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Вошедший в храм может мысленно представить себя в одной из церквей Константинополя. Такой эффект достигается благодаря найденным пропорциям интерьера, а также историческим деталям декора и обстановки. Архитектором было учтено, что основа византийского зодчества заключается в предпочтении внешнему облику и формам внутреннего пространства и храмового интерьера.
Еще во времена строительства Святой Софии Константинопольской богатство интерьера, усиленное с помощью других искусств, с точки зрения многих исследователей византийского зодчества, воспринималось и осмысливалось византийцами как Божественное Откровение.
В предыдущем разделе мы уже говорили о символическом значении использования природного камня при строительстве храма. Если снаружи светлым китайским песчаником облицованы только цоколь Благовещенского храма и лестницы западного и южного порталов, то внутри обилие отделки гранитом и мрамором различных цветов, поражает каждого входящего. Внутри храма стены на высоту человеческого роста облицованы полированным гранитом. Уникальным является гранитный пол в храме, так как расцветка натурального материала никогда дважды не повторяется, а рисунок «ковров» сложен из более чем десятка цветовых решений (подражание Софийскому собору). Такой материал важен как своим символическим значением, так и внешней привлекательностью, изысканностью, прочностью и высоким уровнем износостойкости.
В алтаре престол и жертвенник из белого мрамора, украшенные крестами.
Приложение 6.jpgВ византийском стиле из гранита выполнен двухъярусный иконостас. Все иконописные работы для Благовещенского храма выполнены Поляковым Валерием Александровичем - иконописцем, членом Московского союза художников.
Первый или нижний ряд состоит из главных для молитвенного поклонения ростовых икон Господа Иисуса Христа и Божией Матери, которые размещаются с двух сторон от царских врат. На храмовой иконе изображена сцена Благовещения, где в полный рост представлены Богоматерь и архангел Гавриил. Учитывая, что сам Благовещенский храм в какой-то степени посвящен Святой Софии Константинопольской и мы неоднократно отмечали это в данной выпускной квалификационной работе, в нижнем ряду иконостаса присутствует икона с изображением святых равноапостольных Константина и Елены. Кроме того, известно, что в алтарной преграде Софийского собора было изображено «войско дивнокрылых ангелов» [6, с. 74]. Поэтому мы можем наблюдать в местном ряду Благовещенского храма икону «Собор архистратига Михаила». Всего в нижнем ряду шесть икон.
Верхний ряд икон содержит изображение большого Деисусного чина (Деисус от греч. δεησις - прошение, моление), где за род человеческий ходатайствуют представители наивысшей святости. Этот ряд состоит из поясных икон Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, евангелистов - апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, святителей Спиридона Тримифунского и Николая Мир Ликийского. Таким образом, верхний ряд иконостаса состоит из тринадцати икон.
Над двумя рядами иконостаса помещена икона с изображение Ветхозаветной Троицы. Венчается иконостас крестом с Распятием как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.
Приложение 7.jpgПри богослужении в иконостасе отверзаются царские врата. Согласно византийской традиции в Благовещенском храме алтарные врата невысокие – 120 см., что дает возможность верующим созерцать святыню алтаря — престол и все происходящее в алтаре при отдернутой катапетасме, но закрытых вратах. Таким образом, иконостас не совсем закрывает алтарь: напротив, с духовной точки зрения, он раскрывает верующим величайшие истины Домостроительства Божия о спасении. Живое таинственное общение иконостаса (угодников Божиих, в которых уже восстановлен образ Божий) с людьми, стоящими в храме (в которых этот образ еще только должен быть восстановлен), создает совокупность Церквей Небесной и земной.
Еще одной особенностью, присущей византийскому периоду и примененной в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, является изображение на створках Царских врат святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста как творцов литургии. Сама идея изображения фигур в рост следует византийской традиции, крупный масштаб придает композиции монументальность. Святитель Василий изображен на левой створке врат, а святитель Иоанн - на правой. Фигуры симметричны, но не зеркальны, головы преклоненные, поворот фигур в ¾, взгляд впереди себя. Дополнительный евхаристический смысл царским вратам придает изящная форма навершия с процветшим крестом.
На боковых северных и южных дверях алтаря изображены архидиаконы Стефан и Лаврентий.
Все иконы в иконостасе Благовещенского храма написаны на золотом фоне. Это тоже является особенной традицией Византийской империи. Как пишет руководитель творческих мастерских «Царьград» Дмитрий Трофимов, «на древних византийских мозаиках и иконах святых писали на золотом фоне. Золото содержалось в кубиках смальты, из которой выкладывались мозаики, а иконные доски покрывали тончайшим листовым золотом. В руках средневекового мастера излучающее чувственный свет золото становилось иконой незримого божественного света, а значит, и вожделенного каждым христианином Небесного Иерусалима, города, который был, как сказано в Откровении Иоанна Богослова — чистое золото (Откр 21:18). Святые, достигшие Небесного Царства, вечно пребывают среди этого золотого света. Блистающее и драгоценное вещество, золото было связано и с идеей страдальческого очищения, мученичества первых христиан. Апостол Петр призывал их быть стойкими во время гонений, дабы их вера оказалась драгоценнее… огнем испытываемого золота (1 Пет 1:7)» [16].
В северной части храма находится изображение Голгофы — большой деревянный Крест с образом распятого Спасителя, сделанный в рост человека. Крест выполнен восьмиконечным. На верхней короткой перекладине изображен Господь Иисус Христос с соответствующей надписью, ниже - херувимы и серафимы, а под ними надпись «Царь Славы».
Под правую рукой распятого Спасителя написан образ Богоматери в рост, устремившей Свой взор ко Христу, под левой Его рукой – образ апостола Иоанна Богослова. На коротких перекладинах справа и слева изображены жены мироносицы: Саломия и Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Мария Клеопова.
В соответствии с традицией древнейших времен, существовавшей как на Востоке, так и на Западе, крест-распятие Благовещенского храма имеет перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображены пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем.
На нижней короткой перекладине изображено сошествие Христа во ад, сам же нижний конец Креста укреплен в подставке, имеющей вид каменной горки. В лицевой стороне подставки изображены череп и кости - останки Адама, возрожденного крестным подвигом Спасителя.
Помимо своего главного назначения, передать людям образ крестного подвига Сына Божия, такое Распятие с предстоящими призвано напомнить о непостижимом чуде, превращении унижения и страдания Богочеловека в его возвеличение и прославление, его смерти – в символ бессмертия.
Приложение 9.jpgОбилие света в Благовещенском храме обеспечивается в светлое время суток за счет многочисленных арочных окон, а в вечернее время, ночью и в определенные моменты богослужений с помощью хороса – самой древней формы паникадила и высоко подвешенных лампад.
Внешний круг монументального хороса с прекрасными иконами, лампадками и свечами во время литургии медленно раскачивается вокруг внутреннего, символизирующего Бога-Творца, как это делалось в древней Византии. Современная форма хороса и его красота производят впечатление на всех гостей обители. Слияние древних традиций и новые облегчающие технологии позволили создать истинный шедевр, сочетающий тонкую работу и глубокий философский смысл.
Большое количество лампад, образующих три своеобразных декоративных ряда с восточной, северной и южной сторон вокруг четверика храма, изготовлено с использованием эмали на золотом фоне. Следует отметить, что в Благовещенском храме преобладающая часть священных сосудов, напрестольное Евангелие, Крест и аналои также выполнены с использованием эмали на золотом фоне. Перегородчатые эмали на золоте наряду с мозаиками были наиболее ярким проявлением византийского художественного гения.
Во внутреннем убранстве храма использованы также настенные светильники с изображение двуглавого орла. В 330 году император Константин Великий, перенесший столицу Священной Римской Империи в Константинополь, вводит на смену одноглавому орлу – двуглавого, который олицетворяет собой не только власть императора (светская власть), но и духовную силу (власть Церкви). Вторая голова уравновешивает политическую составляющую этого образа. Она обозначает христианскую нравственность. Она напоминает государственным деятелям действовать не только себе в угоду, но и поступать, думая и заботясь о своем народе.
Главными святынями храма являются частицы мощей 72 угодников Божиих: первоверховных апостолов Петра и Павла; свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских; свт. Григория Паламы и Нектария Эгинского; исп. Иоанна Русского; св. блгв. князя Андрея Боголюбского; прп. Романа Сладкопевца; блж. Матроны Московской и других почитаемых святых. Для таких святынь, несущих на себе особую печать благодати Божией, специально были изготовлены три уникальных серебряных реликвария – ковчега.
Таким образом, изучив особенности организации внутреннего пространства и убранства храма Благовещения, мы убедились в том, что он обустроен в византийском стиле: каменные престол, жертвенник, иконостас, панели, подоконники, полы; двухъярусный иконостас с низкими вратами; золотой фон икон, врат и сам выбор образов для иконостаса; организация света при помощи хороса и гирлянд из эмалированных позолоченных лампад; уникальность серебряных ковчегов с частицами мощей святых и многое другое. В заключение еще раз отметим, что аскетичный внешний вид Благовещенского храма резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера и это является характерной особенностью архитектуры византийских христианских храмов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев: Дух и Литера, 2000. - 912 с.
2. Бычков В.В. Феномен иконы (Электронный ресурс) / В.В. Бычков. Электрон. дан. 2018. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/ikona/fenomen-ikony/5.
3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1877. Март. С. 72-74.
4. Дьяченко Г., прот. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Св. Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – 498 с.
5. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. – 608 с.
6. Евтушенко Г., священник. Храм Святой Софии в Константинополе. СПб., 2008. – 270 с.
7. Иларион (Алфеев), митрополит. Православие: В 2 т. Т. 2 (Электронный ресурс) / Электрон. дан. 2018.
Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_4_1.
8. Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. I., Т. II.
9. Калинина Г. Символика и устройство православного храма (Электронный ресурс) / Г. Калинина. Электрон. дан. 2018.
Режим доступа: https://azbyka.ru/simvolika-i-ustrojstvo-provoslavnogo-hrama#q5
10. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры (Электронный ресурс) / Электрон. дан. 2018.
Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/4_20
11. Прп. Максим Исповедник. Мистагогия // Творения преподобного Максима Исповедника «Богословские и аскетические трактаты». М.: Мартис, 1993. С. 154-184.
12. Св. Симеон, митрополит Солунский. Книга о храме (Электронный ресурс) / Электрон. дан. 2018.
Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/kniga-o-khrame/.
13. Сергий (Голубцов), архиепископ. Церковная архитектура // «К Свету», 1994, №17. – С. 47-59.
14. Тихон (Шевкунов), архимандрит. Вечное в церковном зодчестве // Русский храм. ХХI век: Сб. журнала Московской Патриархии. М., 2014. С. 5.
15. Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // «К Свету», 1994, №17. – С. 22-46.
16. Трофимов Д. Почему на иконах золотой фон? (Электронный ресурс) / Д. Трофимов. Электрон. дан. 2018. Режим доступа: https://foma.ru/pochemu-na-ikonax-zolotoj-fon.html
17. Dagron G. Constantinople imaginaire. Paris, 1984.

Возврат к списку

Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа.

Игумен Пахомий (Брусков)

Посещаемые святыни

Благовещенский храм монастыря "Всецарица"
Использование традиций византийского зодчества...
Все святыни

Душеполезная информация

Все лучшее - мужу!
Жена – это ниточка, которая идет за иголочкой
Все статьи