КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ

перед Храмом.JPGЕще до полуночи мы вышли на утреню и ночную Литургию в Храм Воскресения Христова – главную святыню православного мира. Перед храмом Гроба Господня оказываешься совершенно неожиданно. Минуешь тесноту торговых улиц, протискиваешься в узенькую калитку, и вдруг – ты перед воротами, к которым стремился всей душой, и в то же время совершенно не готов здесь оказаться. Первое, что поражает – крошечные размеры площади: постройки христианского квартала плотно обступили храм, не давая возможности составить сколько-нибудь полное представление о его архитектурных формах. Днем здесь толпятся туристы и паломники из самых разных уголков планеты. Но мы впервые пришли сюда в полночь, когда тут не было пестрой толчеи, и вошли храм благоговейно, внимательно и неспешно.

утреня.JPGМы помолились на утрене в греческой православной церкви Воскресения Христова, а на Божественную Литургию подошли к Кувуклии (с греч. «ложе»), сооруженной над Гробом Господним – местом, где было погребено Тело Богочеловека, обернутое в льняную плащаницу, где произошло Христово Воскресение в третий день по Его Распятии.

Служили три архиерея – греческий, русский и румынский. Пели на греческом языке византийским распевом антифонно (попеременно) монах и монахиня очень торжественно, духовно и радостно.
  
о. Феофан сослужит.JPGОкормляющий нашу группу иеромонах Феофан сослужил за этими богослужениями. Когда митрополиты причастились, они вышли из Кувуклии с возгласами: «Христос Воскресе!». Весь народ отвечал: «Воистину Воскресе!». Мы тоже причастились Святых Христовых Тайн у Гроба Господня!

Вернувшись в гостиницу и отдохнув три часа, мы вновь собрались, чтобы пройти Крестный Путь.

Путь Скорби и путь величайшей благодати… Путь страдания, поругания и путь надежды и спасения… Это улица, по которой прошел свой последний путь на Голгофу наш Спаситель. Via Dolorosa – Скорбный путь, или Крестный Путь Христа – так в XVI веке назвали эту дорогу, потому что именно этим путем прошел Иисус от крепости Антония до Голгофы.

Городская застройка Иерусалима, многократно разрушаемая и возводимая вновь, сохранила лишь общее направление Крестного Пути. На улицах течет повседневная жизнь крупного туристического центра: толпятся люди, приехавшие сюда со всех концов света, суетливые торговцы назойливо предлагают свой товар. Все это мешает молитвенной сосредоточенности и грубо вторгается в глубинные переживания верующего; но и во времена Христа эти места выглядели почти так же. Так же суетились занятые будничным трудом люди, так же шумела вокруг толпа, в то время как Он нес Крест, восходя на Голгофу. Паломники, посещающие Иерусалим, в благоговейном молчании следуют по Крестному Пути, неся в руках кресты из оливкового дерева, с частицами Святой Земли. Эти кресты, приложенные ко всем святыням Иерусалима, хранят потом всю жизнь с особым благоговением. 

14 станций.JPGВ настоящее время канонизировано 14 остановок (станций), каждая из которых отмечена часовнями или церквями. Девять из них описаны в Евангелиях, остальные относятся к преданиям или легендам. Однако это отнюдь не лишает улицу Via Dolorosa ее исторического и духовного значения.

I Остановка. Место осуждения Иисуса Христа на смерть, Претория (крепость Антония)
1 крепость Антония.JPGЗа начало Страстного Пути принято открытое место, где ныне располагается двор медресе (исламское духовное учебное заведение) эль-Омарийя. 
«Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.  А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!» (Мк. 15:15-18). 
Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата, она располагалась в выстроенной Иродом Великим крепости Антония к северу от Храмовой Горы. С этим местом связываются события, описанные в Евангелии от Иоанна (19:2-16): бичевание Христа, осуждение Его на смертную казнь и начало Его пути к Голгофе.

II Остановка. Место принятия Спасителем Креста. Часовня Осуждения
Остановка отмечена знаком на дороге у часовни Осуждения. В присутствующих здесь остатках более древних строений православная традиция видит руины дома иудейского первосвященника Каиафы, который на совете первосвященников и фарисеев, решавших судьбу Иисуса Христа, сказал: «вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:49-50). 
Несколько крытых переходов-арок были переброшены от крепости Антония к Иерусалимскому Храму; одна из них сохранилась, хотя и в перестроенном виде, и носит название «Esse Homo» - «Се Человек». Значительная часть крепости Антония сохранилась под францисканским монастырем Сестер Сиона. Главное, что влечет сюда паломников – огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона – каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом.
«С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» (Ин. 19:12-16).
Далее мы прошли к месту, где находилась Темница Христа. Здесь же на нижних уровнях обнаружены еще несколько темничных помещений, где, по-видимому, содержался под стражей Варавва и другие разбойники. Темница Христа – небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног; в них продевали ноги узника. При темнице – греческая православная церковь. Страшно представить, что по этим самым камням ступала нога приговоренного к казни Спасителя. Благоговейное молчание и молитва царят в этих подземельях.

 III Остановка. Место первого падения Спасителя под тяжестью Креста
С конца XIII века встречаются упоминания о месте схождения двух улиц, где, по преданию, изможденный Иисус упал, неся на плечах Крест. Здесь находится небольшая часовня, с 1856 г. принадлежащая Армянскому Католическому Патриархату. Фасад часовни, а также ее интерьер украшены двумя скульптурами, изображающими падение Христа.

IV Остановка. Место встречи Иисуса Христа с Пресвятой Богородицей
Евангелие умалчивает о встрече на Страстном Пути  Иисуса Христа со Своей Пречистой Матерью, однако в церковной традиции этому вероятному событию придается большое значение. Это место отмечено небольшой часовней, также принадлежащей Армянскому Католическому Патриархату.

V Остановка. Место, откуда Симон Киринейский помог Христу Спасителю нести Крест
В этом месте дорога к Голгофе начинает подниматься, и вполне вероятно, римские солдаты, видя, насколько изможден Иисус Христос, стали опасаться, что у Него не хватит сил дойти до места казни: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк.15:21).

VI Остановка. Место, где Вероника отерла чело Иисусу
Место, где, по церковному преданию, благочестивая Вероника, повинуясь чувству сострадания и не страшась толпы и римских солдат, отерла своим платом пот и кровь с лица Господа.

VII Остановка. Место, где Иисус Христос упал второй раз
Место, где по преданию, изможденный Спаситель вновь упал на перекрестке Via Dolorosa и шумной базарной улицы Сук-хан эс-Зейт, что означает «масличный рынок» (евр. название улицы – «Бет Хабад»). На участке, приобретенном орденом францисканцев в 1875 г., расположены две часовни, построенные одна над другой.

VIII Остановка. Место, где Иисус Христос обратился к дщерям Иерусалимским
Эта станция расположена немного в стороне от основного маршрута, на улице Святого Франциска. Евангельский эпизод обращения Иисуса к дщерям Иерусалимским размещался в различных местах Via Dolorosa, пока окончательно не установился здесь в XIX веке.
сестры.JPG«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк.23:27-31).
Спустя сорок лет после того, как Иисус произнес эти слова, Иерусалим был разрушен…
Последнее место Крестного Пути перед Голгофой, по удивительному стечению обстоятельств, находится на русском участке и принадлежит русской Церкви; место это чрезвычайно важно, хотя значение его и не признается католиками. 
Участок, находящийся в непосредственной близости от Храма Гроба Господня, был приобретен Россией в 1859 году для постройки на нём здания консульства. При расчистке участка под строительство были обнаружены остатки древней стены, а затем и отдельно стоящей арки.
Системные раскопки были предприняты Императорским Православным Палестинским Обществом в 1882 году . Наблюдение и руководство было поручено архимандриту Антонину (Капустину), который возглавлял Русскую Духовную миссию в Иерусалиме с 1865 по 1894 годы. Проводил раскопки видный немецкий архитектор и археолог, блестящий знаток Иерусалимских древностей Конрад Шик (1822-1901). 
Найденные остатки стены древнееврейской эпохи находились на живом грунте скалы, т.е. в своём первоначальном, нетронутом виде, образуя при этом целый хорошо сохранившийся угол. Арку с двумя колоннами сообщество археологов датировало началом II века. Но самым главным достижением было то, что Шик определил форму ворот в стене. Это сразу вошло в систему христианских святынь Иерусалима, как «порог Судных врат», через которые Иисус Христос покинул город, следуя к Голгофе. 
Судными эти Врата назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор; после этого он уже не подлежал обжалованию. Таким образом, был найден еще один подлинный камень, по которому ступала нога Христа, непосредственно перед восшествием на Голгофу.
Вблизи порога Судных Врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием, достаточным, чтобы человек мог пройти, согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались. Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко», она упоминается Спасителем в известной притче: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18:25). 
На месте «русских раскопок» в 1891 году было выстроено Александровское Подворье. Под одной крышей оказались храм, «порог Судных врат» и археологические древности. Фрагменты сохранившегося Священного «порога Судных врат» с мостовой закрыли стеклянной витриной и обнесли с трёх сторон чугунной ажурной решёткой, за которой возвышается ныне высокий камень с Голгофы, выкупленный у греков за огромные деньги. 

IX Остановка. Место, где Иисус Христос упал в третий раз
Это место отмечено колонной, находящейся у входа в коптский монастырь святого Антония, который примыкает к апсиде Храма Воскресения Христова с восточной стороны. 
Остальные пять остановок расположены в Храме Воскресения Христова.

X Остановка. Часовня Снятия Риз
Небольшая каменная лестница ведет к часовне Снятия Риз.
«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19:23-24).

XI Остановка. Место Пригвождения ко Кресту
Великолепная мозаика украшает место, где Иисус Христос был распят на глазах Своей Матери. Это место принадлежит римской католической церкви. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» (Лк. 23:33). Эту остановку отмечает Алтарь Гвоздей Святого Креста (1588 г), представляющий собой серебряный ковчег – дар Фердинанда I ди Медичи, герцога Тосканского.

XII Остановка. Голгофа. Смерть на Кресте
Голгофа.JPGСкала Голгофа, где произошло Распятие Иисуса Христа, изначально была окружена холмом Гареб, из которго она выступала своей округлой вершиной, напоминающей свод черепа, откуда, как считается, и происходит ее название на иврите «Гульголет» - «череп». По другой гипотезе, название происходит от «Гол Гоафа» - «Гора Наказания», где, как полагают, издревле проводились публичные казни.
Подъем на Голгофу находится у самых дверей Храма. Скала Голгофы возвышалась над землей на 3 метра; на нынешнюю Голгофу ведут 17 ступеней.
На освещенной только свечами и лампадами Голгофе сооружены два престола, разделенные пилястрами. Левый престол, принадлежащий Православной Церкви, воздвигнут в XI веке над отверстием (впоследствии обрамленном серебряной оправой), в которое был водружен Крест Христов. За православным Престолом высится Распятие, размеры Креста совпадают с историческими. Слева от Распятия находится изображение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а справа – Пресвятой Богородицы.
Иерусалимский патриарх и архиереи служат у престола без митр в знак глубокого преклонения перед Великим Уничижением Христовым. 
Под алтарем Святой Голгофы, в нижнем уровне находится часовня Адама. По преданию, под Голгофой был захоронен праотец Адам, и Кровь Спасителя, стекавшая по Кресту, омыла прах прародителя; поэтому часто под скульптурным или иконописным Распятием изображают череп и кости.

XIII Остановка. Камень Помазания. Снятие с Креста 
камень помазания.JPGВходя в Храм, сразу оказываешься перед Камнем Помазания, на котором лежало Пречистое Тело Господа после снятия с Креста. Камень накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад. Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.

XIV Остановка. Кувуклия. Живоносный Гроб. Положение во Гроб
 Следуя от Камня Помазания влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера Гроба Господня, обращенная в мраморную часовню – Кувуклия. Здесь хранится величайшая Святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение! 
«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42). 
Кувуклия имеет два придела: придел Ангела, сидевшего на гробовом камне (часть этого камня вмонтирована в вазу из мрамора, стоящую посреди придела), и сама гробница Христова, куда ведет низкий вход.
Здесь совершаются три Литургии – православная, армянская и католическая, причем святое Ложе служит и жертвенником, и престолом. 
Снаружи Кувуклия представляет собой прямоугольную часовню из розового мрамора, с 16-ю пилястрами. С запада к ней вплотную примыкает малый придел, принадлежащий коптам.

Следующий день

Странничество есть отлучение от всего с тем намерением, чтобы сделать свою мысль неразлучною с Богом.

Преподобный Иоанн Лествичник

Посещаемые святыни

Благовещенский храм монастыря "Всецарица"
Использование традиций византийского зодчества...
Все святыни

Душеполезная информация

Моя вина
Как тягостно, подчас мучительно трудно бывает установить и признать свою вину
Все статьи