Монастыри Иудейской пустыни

Монастыри Иудейской пустыни

В IV - VII веках на Святой Земле насчитывалось много десятков монастырей, в которых подвизались тысячи монахов. Среди знаменитых духовных наставников палестинского монашества можно выделить преподобного Харитона Исповедника, преподобного Евфимия Великого, преподобного Феодосия Великого и преподобного Савву Освященного. Но после персидских завоеваний 614 и 639 годов монашество на Святой Земле стало приходить в упадок и уже не достигало прежнего расцвета. Множество монахов приняли тогда мученическую кончину от исламских завоевателей. Из обителей, основанных на Святой Земле еще в византийскую эпоху, только Лавра преподобного Саввы Освященного просуществовала до сегодняшнего дня без перерыва.
 

Лавра преподобного Саввы Освященного

Лавра Саввы Осв.jpgОбитель была основана в Иудейской пустыне на западном склоне Кедронского потока преподобным Саввой Освященным в 485 году и до нынешнего времени продолжает быть духовной цитаделью православного монашества. За свою историю Лавра несколько раз подвергалась разорению, но монашеская жизнь в ней всегда вскоре восстанавливалась. Современный облик монастырь приобрел в XIX веке после реконструкции.
 
Преподобный Савва начал свою подвижническую деятельность с 8-летнего возраста. Родился он в Каппадокии, в 17 лет принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители на родине, преподобный Савва отправился на Святую Землю к преподобному Евфимию Великому. Но святой Ефвимий не сразу взял к себе Савву, а вначале отправил его в обитель со строгим общежительным уставом к авве Феоктисту. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и после кончины аввы Феоктиста стал брать его с собой в пустыню. Когда святой Евфимий отошел ко Господу, преподобный Савва поселился в пещере, куда к нему стали собираться ученики. Так возникла Великая Лавра. Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Он прославился еще при жизни многими духовными дарованиями, прозорливостью и чудотворениями. В древности монахи очень редко дерзали принимать на себя священный сан, только по особому настоянию священноначалия. Преподобный Савва был рукоположен во священника Иерусалимским Патриархом. И поэтому его и называют Освященным.
 
В обители преподобного Саввы был сформирован знаменитый богослужебный устав, называемый Иерусалимским. Этот богослужебный устав принят во всех палестинских монастырях.
 
Из насельников этой обители около тридцати прославлены в лике святых, не считая множества мучеников, пострадавших при мусульманских набегах. Среди них: преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Андрей Критский, святой Ксенофонт с сыновьями Аркадием и Иоанном, святые Феодор и Феофан, преподобный Стефан Савваит - племянник святого Иоанна Дамаскина, преподобный Стефан Савваит - творец канонов, преподобный Иоанн Савваит, святой Иоанн Безмолвник (Молчальник), святой Косьма, впоследствии епископ Маиумский. В этой обители полтора года жил известный русский паломник игумен Даниил. Здесь некоторое время подвизался святитель Савва Сербский. Несколько лет в Лавре преподобного Саввы провел святитель Феофан Затворник.

Величайшая святыня обители - мощи преподобного Саввы Освященного. В 1256 году мощи святого были вывезены в Венецию и возвращены в обитель в 1964 году. В Венеции остался крест преподобного Саввы (в храме преподобного Иоанна Предтечи).

Обитель отличается строгим монашеским уставом, на ее территорию не допускаются лица женского пола. Для православных паломниц выносят обычно святыни и маслице в благословение к вратам монастыря.

Монастырь преподобного Феодосия Великого

Монастырь этот был основан преподобным Феодосием Великим в V веке. После персидских нашествий он запустел. Восстановлен в 1858 году как женский. Преподобный Феодосий отличался необыкновенной милостью. Когда в Палестине случился голод, преподобный кормил множество людей, обращавшихся за помощью в обитель. А Господь по молитве Своего угодника чудесным образом умножал запасы продовольствия. Преподобный Феодосий также устроил много странноприимных домов и различных больниц. Он посещал, кроме того, и отшельников, находящихся в горах и пещерах, заботился о них, доставляя им потребное для тела и души.

prp-Feodosy1.jpgВ монастыре есть подземная крипта, пещера, состоящая из двух частей: в одной из них, дальней, подвизался преподобный Феодосий, а в другой была устроена усыпальница. Здесь похоронены: Евлогия - мать преподобного Феодосия Великого, София - мать преподобного Саввы Освященного, Феодота - мать святых Косьмы и Дамиана, преподобный Иоанн Мосх, преподобная Мария (прославленная вместе с мужем Ксенофонтом и сыновьями Аркадием и Иоанном). Здесь первоначально был погребен и сам преподобный Феодосий, а также святой патриарх Софроний. Слева от лестницы при спуске в пещеру почивают мощи мучеников, пострадавших от персов в 614 г. По преданию, в этой пещере ночевали волхвы после поклонения родившемуся Богомладенцу.

Для русских паломников обитель примечательна еще и тем, что в ней некоторое время пребывали мощи преподобной Ефросинии Полоцкой. Преподобная Ефросиния всю жизнь имела сердечное желание побывать на Святой Земле. И вот уже под конец жизни Господь сподобил ее поклониться этим величайшим святыням мира. Здесь, на Святой Земле, преподобная и скончалась. Погребена она была в лавре святого Феодосия, поскольку существовала традиция хоронить в крипте обители благочестивых жен. Позже мощи преподобной Ефросинии были перенесены в Киев, а затем в Полоцк, в основанную ею обитель. 

Монастырь преподобного Георгия Хозевита

Georg_Xoz2.jpgЭта обитель построена на северной стороне ущелья Вади-Кельт, пересекающего северо-восточную часть иудейской пустыни от Иерусалима до долины реки Иордан, почти до самого Иерихона. По дну ущелья протекает ручей Эль-Кельт (библейский ручей Порат). И когда-то здесь было много зелени, во что сейчас трудно поверить, взирая на суровые голые скалы. В эпоху расцвета палестинского монашества вдоль русла этого ручья было множество обителей.

Монастырь святого Георгия Хозевита, основанный в V веке, был одним из них. Посвящен он был Пресвятой Богородице. Обитель находится рядом с пещерой, в которой Пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, питаясь пищей, которую ему приносил ворон.
 
Из святых настоятелей обители необходимо упомянуть преподобного Иоанна Хозевита и преподобного Георгия Хозевита, при котором монастырь достиг своего расцвета. По его имени и называют сейчас этот монастырь. "Хозева" - это древнее название данной местности, этой пустыни. Во время персидского нашествия обитель была разорена, многие ее насельники убиты. Крестоносцы пытались возродить здесь монашескую жизнь, но обитель опять была оставлена. Восстановлен монастырь был только в 1878 году.
 
Главный храм обители посвящен Пресвятой Богородице. Второй храм - в честь первомученика архидиакона Стефана. Вокруг монастыря сохранились пещеры, в которых некогда подвизались отшельники.
 

Преподобный Иоанн Румын, Новый Хозевит

prp_Ioann_Rumyn.jpgВ середине XX века в обители подвизался удивительный подвижник - преподобный Иоанн Румын (1913-1960). Его мощи абсолютно нетленны. Сейчас они почивают в одном из монастырских храмов в стеклянной раке.
 
Преподобный Иоанн родился в Румынии в семье глубоко верующих крестьян и был назван в крещении Илией. Еще в младенчестве он остался сиротой: мать умерла, когда ему было всего 6 месяцев, а отец погиб через три года в Первой мировой войне. Отрока воспитывала благочестивая бабушка Мария. Когда Илье было всего 11 лет, его бабушка отошла ко Господу, и отрок стал жить в семействе своего дяди, где ему пришлось претерпеть много скорбей. С детских лет научился Илия сокровенной молитвенной жизни и всецелому упованию на Бога. Однажды, в праздник Святой Пасхи, мальчик горько плакал на могиле бабушки. И вдруг услышал голос, исходивший от образа Спасителя: "Не плачь, дитя Мое, и не печалься, ибо Я - с тобою, Христос Воскресший!" И сам образ Спасителя как бы ожил и улыбался. От этого небесного утешения душа отрока исполнилась несказанного мира.

В возрасте 20 лет юноша решил всецело посвятить себя служению Господу и пришел в Нямецкий монастырь, где на Пасху 1936 года был пострижен в монашество с именем Иоанн. В том же 1936 году Иоанн вместе с двумя другими монахами, по благословению игумена, отправился на Святую Землю, чего давно жаждала его душа. Поклонившись святым местам, он удалился в обитель преподобного Саввы Освященного. Здесь нес он различные послушания, удивляя всех своими духовными подвигами.

Во время Второй мировой войны из-за того, что Румыния была союзником Германии, англичане арестовали всех румын, находящихся в Палестине. В заточении преподобному Иоанну пришлось провести девять месяцев, несмотря на то, что он тяжело болел. В обитель Иоанн возвратился в день преподобного Феодосия Великого, честная глава которого находится в монастыре святого Саввы. И преподобный Феодосий даровал подвижнику исцеление. В 1945 году Иоанн был пострижен в схиму. А в 1947 году, 13 мая рукоположен в сан иеродиакона и 14 сентября - в сан иеромонаха.

Затем несколько лет иеросхимонах Иоанн был настоятелем румынского скита на Иордане недалеко от Иерихона. Иоанн вел подвижническую жизнь, часто служил Литургию, его слово было большим утешением для богомольцев. По ночам он выходил на берег Иордана и молился там до рассвета. Иногда на несколько дней удалялся в пустыню, ища молитвенного уединения. Отец Иоанн писал духовные стихи, некоторые из которых переведены на русский язык.

Последние восемь лет своей жизни преподобный Иоанн провел в пещере рядом с монастырем Георгия Хозевита, ведя суровую отшельническую жизнь. Келья его была расположена в скале над Хоривским потоком. Скончался он 5 августа 1960 года в возрасте всего 47 лет. И тело его, как это было принято, пребывало в той пещере, где он подвизался. Когда через 20 лет поднялись на место подвигов преподобного, то обнаружилось абсолютное нетление мощей святого и исходящее от них дивное благоухание. Тление не коснулось не только тела, но и облачения, одежды, обуви. Об этом сразу сообщили Иерусалимскому Патриарху, который распорядился перенести мощи подвижника в храм. В 1992 году преподобный Иоанн Румын был причислен к лику святых. Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Монастырь преподобного Герасима Иорданского

Эта обитель стоит посреди равнины, неподалеку от места впадения Иордана в Мертвое море, совсем близко от Вифавара, где проповедовал святой Иоанн Предтеча и где крестился Господь. Основал обитель преподобный Герасим Иорданский в V веке. Житие его примечательно историей о том, как преподобный вылечил льва, который потом много лет кротко и покорно служил ему и всем монахам обители. Поэтому даже на иконах преподобного Герасима изображают обычно со львом.

В этой обители подвизался преподобный Зосима, встретивший в пустыне преподобную Марию Египетскую.

При входе в монастырь слева расположен небольшой пещерный храм, в котором почивают мощи преподобномучеников и чудотворная фреска-икона Божией Матери Млекопитательница. Существует древнее предание, по которому в этой пещере некоторое время жило Святой Семейство по пути в Египет. На втором этаже находится большой монастырский храм. Главный его престол освящен в честь преподобного Герасима, а два боковых посвящены преподобным Евфимию и преподобным Зосиме и Марии Египетской. Обитель напоминает цветущий сад посреди пустыни и очень гостеприимно принимает паломников.

Подвиг странничества приведен в Ветхом Завете: это те дни, когда иудеи шли на поклонение к храму Иерусалимскому. Евреи зафрахтовывали целые корабли, чтобы попасть на празднование Пасхи во Иерусалим. Господь Своим примером освятил этот подвиг, приходя в Иерусалим к дням святой Пасхи.

Иеромонах Серафим (Параманов)

Посещаемые святыни

Преподобный Сергий Радонежский
К гробнице прп. Сергия и поныне ежегодно стекаются миллионы русских людей
Все святыни

Душеполезная информация

Пагубность греха и его преодоление
Если бы в руки нам дали ядовитую змею, то разве согласились бы мы с ней играться?
Все статьи