ПРИБЫТИЕ В ГРЕЦИЮ. МОНАСТЫРЬ СВ. АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ. СВЯТО-ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УРАНУПОЛИ

Чудесным утром воскресного дня мы прибыли во второй по величине город в Греции - Салоники!
Ранний прилет позволил нам помолиться на Литургии в монастыре святой Анастасии Узорешительницы, который стал первым местом посещения нами Элладской земли!
1.JPGПокровительницей и заступницей Святого царского Патриаршего монастыря, который находится недалеко от города Салоники (Северная Греция), является святая великомученица Анастасия Врачевательница, или как более близко нам - Узорешительница. Именно с этой греческой землёй, с Салониками и Македонией, связан подвиг любви и милосердия Святой. Считается, что она подвизалась там, где сегодня стоит посвящённый ей монастырь.

Святая Анастасия родилась и выросла в Риме, в конце III века. Её наставником и учителем в вере был святой мч. Христогон. С отроческих лет эта добрая христианка сохранила себя в чистоте, всё более укрепляясь в добродетелях. Желая посвятить свою жизнь Христу, святая Анастасия посещала гонимых христиан, заключённых в тюрьмы и темницы. Она поддерживала их духовно и помогала материально, раздавая своё наследство. Ещё при жизни Святая получила от Бога дар врачевания и помогала многим больным и страждущим.

В 304 году в период гонений Диоклитиана Святая Анастасия приняла мученическую смерть. Церковь именовала её «Великомученицей», поскольку Святая претерпела тяжкие пытки и мучения, во время которых явила несказанную выносливость, мужество и терпение.

Также её называют «Узорешительницей», поскольку от Господа ей была дана сила излечивать телесные и духовные болезни. Её предстательством разрешаются узы неправедно осуждённых, подаётся утешение пребывающим в заключении. Просят Святую и о защите от колдовских чар.

3.JPGМонастырь святой великомученицы Анастасии, построенный и украшенный жителями Салоник и близлежащих сёл, ещё в древности превратился из места поклонения страданиям Святой в один из самых почитаемых царских монастырей Востока. Ещё святая Феофания, царица Византии (894 г., день памяти отмечается 16 декабря), определила этот монастырь как царский и в 888 году пожертвовала крупные финансовые средства на нужды обители. Св. мощи царицы Феофании до сего дня неизменно почивают в патриаршем соборе в Константинополе. Она считается первой благоукрасительницей монастыря. Тогда же обители были принесены в дар св. мощи Покровительницы обители - глава и часть правой ноги Великомученицы, которые долгое время хранились в храме монастыря и являлись главной его Святыней. В ночь с 22 на 23 апреля 2012 года мощи были похищены, что очень сильно переживают все христиане, но не теряют надежды на их новое обретение. 

В 1821 году монастырь сильно пострадал от рук турок, которые его разрушили и сожгли. В огне погибли богатая библиотека, архивы и многие монастырские сокровища. Поэтому, к сожалению, сведения об истории монастыря с IX по XVI век, дошедшие до нас, очень скудны.
4.JPGВ 1522 году святитель Феона нашёл святую Обитель Узорешительницы в состоянии запустения. Он отстроил и отреставрировал древний монастырь, вернув ему былую славу и величие. В то время в монастыре жили более 150 человек братии. Первоначально святой Феона был игуменом возрождённой им обители, а затем в 1535 году его избрали Митрополитом города Салоники. Святые нетленные мощи Святителя ныне почивают в монастырском храме справа от иконостаса. Рядом с монастырём сохранилась древняя церквушка Святителя Феоны, расположенная у святого источника. Вокруг монастыря находятся 9 параклитов - часовен, построенных братией. С 1920 года по 1971 при монастыре действовала церковная школа.

Святой царский монастырь Узорешительницы духовно и административно подчиняется Константинопольскому Патриарху, поскольку с древности находится в юрисдикции Вселенской Патриархии.

5.JPGГлавным праздником монастыря является день памяти святой великомученицы Анастасии, отмечаемый 22-го декабря. Иерусалимская, русская, сербская и грузинская Церкви, сохранившие старый церковный стиль летоисчисления, празднуют этот день 4-го января.


1.JPGЗатем мы отправились в монастырь апостола Иоанна Богослова поклониться преподобному Паисию Святогорцу (к его могилке).
Свято-Иоанно-Богословский монастырь, расположенный близ селения Суроти, неподалёку от Салоник, стал местом блаженной кончины и упокоения старца Паисия Святогорца. 12 июля 1994 года, после поистине мученических страданий, которые, по словам самого Старца, доставили ему пользу большую, чем подвижничество всей предыдущей жизни, он почил о Господе. Местом погребения стал монастырский храм преподобного Арсения Кападокийского, в левой части храма относительно алтаря. 
 
Блаженный старец Паисий, в миру Арсений Эзнепидис, родился 25 июля 1924 года в селении Фарасы, в Кападокии (Малая Азия). При обмене населением, в ходе которого греки из Малой Азии переселились в Грецию, а жившие в Греции турки – в  Турцию, он в возрасте грудного ребёнка был привезён в Грецию. Его родители поселились в небольшом городке Коница, где будущий старец вырос и получил начальное образование. 

Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Он наслаждался чтением Житий Святых, стремясь подражать их подвигам. Отдаваясь непрестанной молитве он старался развить в себе любовь и смирение. В юношеском возрасте он выучился на плотника, желая и в этом походить на Христа. Когда в Греции началась гражданская война (1944 -1948), Арсений был призван в действующую армию. Получив воинскую специальность радиста, он три с половиной года служил Родине. И в армии продолжалась его подвижническая жизнь, отличающаяся отвагой и самопожертвованием.

Отдав долг Отечеству, Арсений встал на путь монашеской жизни, к которой стремился с самого детства. Ещё будучи мирянином, он не раз переживал божественные опыты жизни во Христе. Став монахом, он ощутил особое благоволение к нему Святых, Пресвятой Богородицы и Самого Господа. Отец Паисий подвизался на Святой Афонской Горе в монастыре Стомион в Конице и на Святой Горе Синай. Он проводил жизнь в безвестности, всецело вручив себя Богу. Целыми днями Старец Паисий без устали забирал у людей их боль, расточая вокруг себя божественное утешение. Он воистину истощал себя ради ближнего, делая боль, тревогу и трудности людей своими собственными. Старец говорил: «Бог творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека».

3.JPGВ 1966 году будущие насельницы монастыря в больнице познакомились с отцом Паисием, которому оказывали помощь после перенесённой операции на лёгких. После этого он говорил, что его долг - «пристроить своих сестёр», имея в виду основание монастыря. Вскоре он получил благословение архиерея на это благое дело. В октябре 1967 года в монастыре поселились первые сёстры. 

4.JPGСтарец духовно окормлял обитель в течение двадцати восьми лет. На протяжении всего этого времени лет сестры записывали его поучения и советы. Принимая во внимание то, что переживаемые годы были очень нелегкими, игуменья монастыря с сестрами решили поделиться сокровищем, накопленным за много лет. Они провели большую работу, собирая весь имеющийся в их распоряжении материал, записанный со слов Старца. Сестры разделили его по темам и уже издали несколько томов, которые на сегодняшний день переведены и изданы и на русском языке. Текст книг имеет форму диалога, поскольку писался на основе бесед со старцем и представляет собой ответы на заданные ему вопросы.
 
Православные в России очень полюбили Старца после знакомства с этими книгами, в которых нашли ответы на многие вопросы. В монастыре, на могиле Старца Паисия, часто можно встретить паломников из России. В храме монастыря хранится частица мощей святого Арсения Кападокийского, крестного отца Старца.

1.JPGСледующим местом нашего паломничества стал город Урануполис, с пристани которого паромы и катера доставляют паломников к афонским берегам... Мы остановились здесь на ночлег в замечательной гостинице, а так как время и погода позволяли, то мы успели спуститься к морю и искупаться. Вечером нас ждал великолепный ужин с огромными порциями салата и свежайших морепродуктов!

Следующий день


Если отнять у простых людей куличи и пасхи, крестные ходы и паломничества к святыням, погружения в святые источники и множество других обычаев и обрядов, а взамен дать книги по богословию, мы иссушим внутренний мир простых людей, лишим их веру жизненности и превратим ее в превратные фантазии по поводу непонятых ими текстов.

Священник Валерий Духанин

Посещаемые святыни

Священноисповедник Афанасий (Сахаров)
Здесь поскорбим, — там облегчение будет
Все святыни

Душеполезная информация

О грехе осуждения
Когда наше суждение переходит в осуждение?
Все статьи