САМАРИЯ. ЯЗЫЧЕСКИЕ ГОРОДА

монашествующие.JPGВ этот день мы поехали в Самарию, чтобы посетить Греческую православную церковь святой Фотинии, возведенную над колодцем Иакова, возле которого и произошла знаменательная встреча. Самаритяне народ очень интересный. Сами они считают себя потомками жителей Израильского царства, колена Иосифа. Самаритяне уверены в том, что на горе Гризим их народ живет с тех пор, когда город Шомрон был столицей царства, а они и есть истинные сыны Израиля, которые никогда не покидали своего надела и не смешивались с другими народами. Самаритяне признают только письменную Тору, а  гору Гризим считают той самой священной горой Мория, где царь Соломон возвел Первый Храм на месте, назначенном Аврааму для принесения в жертву сына своего Исаака. 

Согласно иудейской традиции, самаритяне – потомки кутиев, переселенных Ассирией на территорию бывшего Израильского царства. После возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян. В противовес Иерусалимскому храму, самаритяне построили своей храм на горе Гризим, который неоднократно разрушался.

мощи Фотины.JPGТак как евреи не признают самаритян евреями и считают их в лучшем случае зловредной сектой, то понятно, почему 2 тысячи лет назад повстречавшись у колодца с Иисусом самаритянка  Фотиния отнеслась к нему с настороженностью, говоря: «Как можешь ты, будучи Иудей, просить пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). Не думаю, что Фотиния поняла толком о какой «живой воде» говорил ей Иисус, думаю, что поверила она в то, что Он именно тот Мессия, которого ждали, потому, что этот пришелец из чужих земель чудесным образом оказался в курсе самых личных сторон ее жизни. Полагаю, что устыдилась она грехов своих, вытащенных на  яркий солнечный свет, и тут же решила стать на путь спасения, приняв веру Христа.
 
Церковь.JPGНаконец мы достигли цели нашего паломничества – за высоким каменным забором – огромный храм Святой Фотинии-самаритянки. Еще его называют «Колодец Иакова», мы даже не ожидали, что он такой большой. Мы с трепетом входим на территорию храма, встречающую нас цветущей растительностью, омытой летним дождем.
 
В 1979 году на этом месте произошла трагедия. В это время настоятелем церкви был архимандрит Филоменос, грек, родом из Кипра, 46 лет прослуживший Господу и принявший мученическую смерть за веру. Произошло это так. Однажды в храм ворвались религиозные фанатики и потребовали убрать иконы и кресты, заявив что колодец Иакова – иудейская святыня и предметы христианского культа мешают им молиться. На что Филоменос ответил, что место уже много веков принадлежит христианам и является святыней для них, а каменный пол, на котором они стоят, был заложен еще при императоре Константине. Аргументы не подействовали. Фанатики продолжали оскорблять его и угрожали расправой. А через неделю,  дождливым ноябрьским днем, когда Филоменос собирался начать службу, неизвестные ворвались в храм и зверски расправились со священником. По всей видимости в начале его пытали, требуя отречься от веры, после чего выкололи глаза, чтобы он не мог видеть иконы, отрубили пальцы, творившие Крестное Знамение,  потом топором крестообразно рассекли голову. Осквернив святыни и учинив погром, изуверы бежали. Расследование убийства не было проведено должным образом и виновные до сих пор не найдены.
   
мч. настоятель.JPGТело мученика за веру было погребено на горе Сион. После 4 лет в присутствии патриарха Иерусалимского Диодора и всех православных греческих епископов, архимандритов и священников, тело было извлечено из гроба и оказалось нетленным. От него исходило дивное благоухание. После совершения необходимых обрядов, мощи архимандрита Филоменоса были переданы Церкви у колодца Иакова, где он принял мученическую смерть. 30 августа 2008 года архимандрит Филоменос был прославлен Иерусалимской патриархией и причислен к лику святых. Мы приложились к мощам святого и сами почувствовали исходящее от них благоухание.

колодец.JPGСам колодец Иакова находится недалеко от алтаря, к нему нужно спуститься по каменным ступеням. Глубина колодца 35 метров и в нем по-прежнему есть вода для тех, кто жаждет получить «воду живую». Набрав и испив водицы, мы отправились в Яффо.

Яффо – это древний город, который связывают с именем одного из сыновей Ноя – Иафета, и драгоценное место для апостола Петра: от его дома небольшая тропинка убегала на холм, куда любил прогуливаться апостол. Сейчас там, вдали от суеты больших городов, уединился православный храм святой праведной Тавифы.
В 1868 это место было принято в лоно православной миссии. Вскоре на участке был построен странноприимный дом, где паломники, держащие путь в Иерусалим, могли найти свое пристанище. А спустя 20 лет в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей Романовых и великой княгини Елисаветы Феодоровны там было положено основание будущему храму. В 1894 году храм был освящен Патриархом Иерусалимским Герасимом в честь особо почитаемого в этом городе святого апостола Петра.

сад.JPGШли годы, и время неумолимо оставляло свой отпечаток на всех зданиях подворья. К концу XX они заметно обветшали, и около 20 лет назад были начаты восстановительные работы. Омолодившийся храм, окруженный кедрами и кипарисами, возвысился над ними своей колокольней, а вокруг раскинулись сады с фруктовыми деревьями, где гуляют кошки, голуби и павлины. Подворье превратилось в маленький цветущий рай, где слышна музыка света, цвета и веры.

Это место, где останавливается время, где душа отдыхает, глаз наслаждается игрой цвета и света, а слух услаждают перезвоны колоколов. И тишина, удивительная тишина, наполняющая сады, проникает в душу и дарит покой и умиротворение. Пение птиц, легкий ветер и шепот фонтанов создают необычайную гармонию. А фантастический цвет церкви озаряет все вокруг и наполняет сердце ощущением сказки и чуда.

гробница Тавифы.JPGПосле посещения храма мы спустились в гробницу Святой Тавифы, где есть мозаика еще с византийских времен. Сложно описать все великолепие подворья праведной Тавифы – это нужно почувствовать, это нужно увидеть своими глазами, в это нужно окунуться всем сердцем.

Потом мы поехали в храм вмч. Георгия Победоносца в Лидде.

хорос.JPGХрам старинный и большой, основанный в 4 в., убранство чудесное, одни люстры – царский подарок с двуглавым орлом – чего стоят – залюбуешься.
Но главное – мы пришли к Святому Георгию. Здесь его подземная гробница, здесь хранятся «Святые узы» -железные оковы, которыми он был прикован в темнице. Все мы, все, кто жаждал исцеления от духовных и физических недугов, смогли примерить их на себя.

вериги.JPGИ здесь во всем незримо ощущается присутствие нашего любимого святого. Георгий наверное самый «популярный» святой в христианском мире. Англичане считают его своим, русские считают его своим, грузины в честь него даже страну свою назвали – Георгия. Про греков и говорить нечего, даже мусульмане очень уважают!

Не все вероятно знают, что знаменитый подвиг Святого Георгия – победа над драконом с попутным спасением принцессы, который стал уже архитипичным и вошел в различные народные эпосы, был совершен им посмертно. Но Победителем называют Святого Георгия не из-за дракона.

Победителем он вышел из гораздо более тяжелого поединка за веру с римским императором Диоклетианом. Георгий служил в римской армии и дослужился до больших чинов. За свою отвагу, смелость и красивую внешность он был приближен к императору. Его ожидало блестящее будущее. Но тут император начал гонения на христиан. Георгий был воспитан в христианской вере, но до поры, до времени об этом не распространялся. Когда император приказал ему казнить группу христиан, он отказался и открыто заявил о своей вере.

Диоклетиан приказал бросить его в темницу, надеясь, что ночь в застенках отрезвит Георгия. Но на утро Георгий отказался принести жертвы языческим богам. Чем больше упорствовал в своей христианской вере Георгий, тем сильнее было желание императора сломить его. Он подверг своего бывшего военачальника ужасным пыткам: его колесовали, бросали в ров с негашеной известью, одевали в сапоги с раскаленными гвоздями, стегали воловьими жилами, но силою молитвы из всех испытаний Великомученик Георгий выходил невредимым. Тогда император призвал к себе волхва Афанасия и велел ему приготовить два кубка с ядами: один должен был лишить Георгия силы воли, а другой – убить. Святой выпил оба кубка…и продолжал молиться Господу. Это уже перешло все границы понимания императора. Он призвал к себе строптивца и спросил, что же это за Бог, которому он так предан, и правда ли, что он может воскрешать мертвых? Георгий ответил, что такая сила дана только Господу, и по его молитве Христос воскресил умершего. Видя такое, волхв Афанасий упал в ноги Георгия и признал Христа Всесильным Богом, за что немедленно был казнен. Император погрузился в размышления. Наутро он придумал испытание властью, предложив Георгию стать своим соправителем, если он откажется от христианской веры. Георгий, который всю ночь усердно молился, прося Господа укрепить его силы… сразу же согласился.

крипта.JPGОни отправились в капище, чтобы принести жертвы языческим богам. Став перед истуканом, Георгий вопросил его: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?». Бес, сидящий в истукане тут же испуганно запищал: «Что ты, я не Бог и никто из подобных мне не Бог, кроме Бога, которому ты служишь». Бесы, сидящие в других идолах тоже заволновались, зашумели, идолы начали падать со своих пьедесталов. Придворные и народ в ужасе отпрянули, а царица Александра, бывшая при этом, тут же упала на колени и признала Христа своим Богом, за что и была обезглавлена. Для сохранения порядка в стране, Диоклетиан казнил Георгия, так и не сломив его веры. В 4-м веке император Константин отыскал могилу и возвел над ней церковь. 

город римский.JPGЗаканчивалось наше паломничество посещением Эммауса. Это евангельское селение, одним именем своим тотчас восстанавливающее в памяти нашей радостный вечер Воскресения, лежит на северо-западе от Иерусалима, в 20 км от последнего. Мы передвигались по «Апостольской дороге», по которой ранее ходили и ездили в Эммаус и на которой отмечают место встречи двух учеников с воскресшим Спасителем. В Эммаусе была построена большая православная Церковь на том месте, где Клеопа общался с воскресшим Иисусом Христом. По другим фактам, Церковь была построена на месте дома Клеопы.

Увы, но сегодня от этого храма 5-7 века остались только развалины. Кругом церкви сад и расположены постройки францисканского ордена, в чьем ведении находится и церковь. В саду произведены раскопки древней улицы и фундаментов домов римского образца.

Господь милостив! Мы смогли посетить Святую Землю! Душа благодушествует и поет!

Странничество есть отлучение от всего с тем намерением, чтобы сделать свою мысль неразлучною с Богом.

Преподобный Иоанн Лествичник

Посещаемые святыни

Благовещенский храм монастыря "Всецарица"
Использование традиций византийского зодчества...
Все святыни

Душеполезная информация

О грехе осуждения
Когда наше суждение переходит в осуждение?
Все статьи