ВИФАНИЯ И МОНАСТЫРИ ПУСТЫНИ СВЯТОГО ГРАДА

Гробница.JPGДень у нас начался с посещения гробницы прав. Лазаря Четверодневного в Вифании. Это селение расположено на берегу реки Иордан на склоне Елеонской горы. Здесь происходили величайшие события последних дней Господних. Здесь жило семейство прав. Лазаря, его сестер Марфы и Марии, преданное Христу. Здесь находятся развалины дома Симона Прокаженного. Здесь произошло Воскрешение Лазаря через четыре дня после его смерти. И здесь же блудница помазала Иисуса Христа драгоценным мирром – приготовила Тело на погребение, за что и получила отпущение грехов «яко возлюбила много».

Поклонение.JPGЗатем мы отправились в православный греческий монастырь во имя святых Марфы и Марии, называемый еще монастырем Встречи. Здесь мы поклонились камню на котором Господь разговаривал с Марфою об умершем брате ее Лазаре. «Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:24-25).
Лавра.jpgДальнейший наш путь лежал в пустынные места: в монастырь прп. Георгия Хозевита. Сама дорога настраивает на отшельнический лад – за окнами каменистый горный пейзаж. Выйдя из автобуса, мы поднялись на смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на ущелье Вади-Кельт, где и расположен монастырь. В ущелье протекает библейский ручей Порат (Эль-Кальт). Сегодня воды этого ручья используют жители Иерусалима и Иерихона. Господь все обустроил в этом месте для монашеского отшельнического жительства. 

ослик.JPGДалее предстояло спуститься к монастырю. Дорога змейкой уходит в ущелье и снова приподнимается к вратам обители. Спуски и подъемы здесь довольно крутые. Периодически пешеходов обгоняет местное «такси» - смиренные ослики с седоками. От суровости этих скал, каменистой пустыни, вертикальных спусков и подъемов, просто захватывает дух. Это совершенно иной мир, все вокруг пропитано духом аскетизма и подвига. Вдоль дороги и на вершинах скал величественно возвышаются поклонные Кресты.

храм.JPGМонастырь был основан пятью сирийскими монахами, а в V в. Прп. Иоанн Хозевит построил большой храм и монашеские кельи. Насельниками были греки, сирийцы, армяне, грузины и многие другие народности. В конце VI - начале VII вв. при настоятеле Георгии Хозевите ("Хозева" - это древнее название данной местности, этой пустыни) монастырь достиг наибольшего расцвета. Во время персидского нашествия обитель была разорена, многие ее насельники убиты. Только с 1878 г. монашеская жизнь здесь стала восстанавливаться.

Монахини.JPGВесь комплекс монастыря построен как-бы на трех уровнях. На верхнем уровня находится церковь – пещера пророка Илии, в которой он три с половиной года скрывался от царя Ахава и куда ворон приносил ему пищу; в этой же пещере позже молился прав. Иоаким о разрешении неплодства прав. Анны – матери Пресвятой Богородицы. На среднем уровне расположены два храма: храм прп. Иоанна и Георгия Хозевитов, где покоятся их мощи, и храм Рождества Пресвятой Богородицы. Нижний уровень – это древние захоронения и складские помещения.

Угощение.JPGЗдесь, как и в других местах, принято угощать паломников чашечкой кофе и сладостями. Оценить неповторимые величественные пейзажи этого святого места мы смогли, выйдя на небольшой балкончик.

Теперь наш путь лежал к монастырю, который всегда являлся наиболее почитаемым, величественным и достойным удивления среди всех палестинских монастырей. Под названием мар-Саба, древняя лавра Саввы Освященного считается доселе одной из самых достопримечательнейших Святынь Палестины. 

прп Савва.jpgКраткий вариант жизнеописания прп. Саввы, часто публикуемый в церковных православных календарях, даёт общую картину о подвигах святого. Наш гид – Алексей особо подчеркнул в своем рассказе роль преподобного  Саввы в уврачевании расколов, распрей и споров, возбуждаемых различными направлениями монофизитов в Восточно-Римской Империи при императоре Анастасии в начале VI века.

Св. Савве принадлежит заслуга, что он собрал воедино уставы и правила, принесенные еще Св. Харитоном из Египта, установленные Св. Евфимием и Феоктистом в их монастырях, присовокупил к ним новые, вызываемые развитием иноческой жизни, и составил  так называемый типик Св. Саввы, который, последовательно дополняемый и пересмотренный Свв. Софронием Иерусалимским, Иоанном Дамаскиным и Николаем Грамматиком, Константинопольским патриархом, постепенно вошел в употребление во всех Азийских церквях и в конце XV в. благодаря стараниям Симеона Фессалоникийского, был принят за руководство для всех православных.

Лавра.JPGКогда мы подъехали к Лавре, нам открылся вид сверху. Весь комплекс очень естественно вписан в скальный пейзаж и представляет как-бы одно целое с окружающим пространством. Чувствуешь себя маленьким муравейчиком, который пришел подивиться житию земных ангелов и небесных человеков. Все здесь настоящее, воздух пропитан духом святости, молитвы, подвига. В обители до сих пор нет электричества. Особенно нас поразило то, что Лавра окутана множеством белых голубей.

Голуби.JPGМужская часть нашей группы была допущена в Лавру, чтобы помолиться в ее храмах и поклониться мощам прп. Саввы Освященного, а мы остались ждать снаружи на каменных скамейках под оливковыми деревьями, так как обитель отличается строгим монашеским уставом и на ее территорию не допускаются лица женского пола. 

чтение Акафиста.JPGДля православных паломниц монах-саввоит к вратам монастыря вынес раку с частицами мощей святых угодников Божиих и маслице в благословение. Мы помолились у Святых врат, прочитав акафист прп. Савве и пропев ему величание. При этом мы чувствовали, что преподобный Савва одаривает нас своей любовью и гостеприимством.

Нам очень дорого это место в Иудейской пустыне, так как на монастырском подворье в Динском районе Краснодарского края действует уже десятый год храм прп. Саввы Освященного. Бывшая кузница колхозной Сад-бригады усилиями матушки Неониллы, прихожан-трудников из Краснодара и строителей сначала стала маленьким храмом с побеленными стенами и колокольней над входом в виде арки. В августе 2007 г. было совершено освящение престола, в храме по праздникам стали совершаться литургии и водосвятные молебны. Затем в течение 2008 года к маленькому храму была сделана пристройка, а снаружи стены храма были окультурены диким камнем, храм покрыт медной крышей, установлены медный купол в форме древней луковицы и Крест. Выбору святого угодника Божия - покровителя первого храма монастырского подворья - способствовало паломничество группы от нашего монастыря в Святую Землю в апреле 2007 г., где паломники получили особую благодать при посещении Лавры прп. Саввы Освященного. 

Храм прп Саввы.JPGНемало людей из разных мест приезжают в храм прп. Саввы Освященного на подворье нашего монастыря поклониться иконе этого преподобного, подвизавшегося в V веке, испросить его помощи, и по своей чистой и глубокой вере многие из них получают просимое. Мы чувствуем присутствие и покровительство прп. Саввы, когда молимся пред его образом, постоянно пребывающим в храме.

икона.JPGПосле посещения Лавры мы прибыли на Поле пастушков, тех самых, о которых пишется в Евангелие. «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, чтó там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2:8-16).

Закончился этот день подготовкой к ночной Литургии на Гробе Господнем.

Следующий день

Подвиг странничества приведен в Ветхом Завете: это те дни, когда иудеи шли на поклонение к храму Иерусалимскому. Евреи зафрахтовывали целые корабли, чтобы попасть на празднование Пасхи во Иерусалим. Господь Своим примером освятил этот подвиг, приходя в Иерусалим к дням святой Пасхи.

Иеромонах Серафим (Параманов)

Посещаемые святыни

Чудеса в Оптиной Пустыне
Своими впечатлениями делится р.Б. Тамара (паломница со стажем)
Все святыни

Душеполезная информация

Русь еще жива...
О наших потерях и приобретениях за минувшие сто лет
Все статьи